Дополнение: список терминов. (1/2)

Это просто перечень терминов, которые используются в этом цикле. Он будет дополняться, вы можете сами предложить добавления.

Тропы:

• Всемогущий робот-телепат — персонаж с широкими возможностями, но невнятной мотивацией и целью, чьи планы и действия используются как обоснование и/или реализации для натянутых сюжетных ходов. Отсылает к этому обзору [1].

• Два года ждут — персонажи вместо того, чтобы раньше сделать дело, без причины тянут.

• Зло-1 и зло-2 — деление зла на достойное осуждение и недопустимое — Зло-1 — и на зло, которое является допустимым и не несёт морального осуждения — Зло-2. Последнее обычно называют меньшим зло, когда надо выбрать между ним и большим злом — но не только: Зло-2 это то зло, на которое морально может пойти злодей в своём праве. Например, для всей человеческой цивилизации Злом-2 является право на убийство животных ради пищи или научных опытов. Зло-2 хотя и оправдывается и не подлежит осуждению в отличие от нормального Зла — Зла-1 — оно, тем не менее, всё равно является злом.

• Избранный — индивид, который начал играть важную роль в своём мире, при этом он был никем, не имел никакого изначального статуса. То есть, собственно, был избран. Избранные бывают двух противоположных видов — Хиро и Синдзи. Синдзи получил избранность благодаря тому, что оказался в нужный момент времени в нужном месте или родился у нужных людей — как правило этот персонаж личностно зауряден или же его личность никак не влияет на сам факт избранности. Хиро пользуется предоставленной возможностью для своих целей, чтобы ради личных амбиций взойти на престол столь важной фигуры — в отличие от Синдзи у Хиро есть чёткое понимание, зачем он всё это делает. См. дополнение про Избранного.

• Катастрофа на Эндоре — некая катастрофическая или этически сомнительная ситуация, которая возникает в произведении или должна возникнуть из-за действий положительных персонажей, но автор не подумал о том, что она катастрофическая. Например, Лукас не подумал о том, что обломки Звезды Смерти должны уничтожить всех эвоков.

• Манихейский бред — стремление автора подогнать противостояние протагониста и антагониста под противостояние добра и зла в том случае, где это неуместно. Например, когда в фанфиках по Лавкрафту Великих Древних пытаются представить злом, а Ноденса и его присных — добром. Обычно для этого уродуются оригинальные характеры персонажей, особенно, чтобы сделать нейтральных персонажей злыми ради зла. Название происходит от психического отклонения, когда больному кажется, что он находится в центре борьбы добра и зла.

• Моральная лицензия, она же Синдром Кришны — некий персонаж, заявленный как положительный, занимается по крайней мере морально сомнительными делами ради достижения своей цели, в худшем случае совершает откровенные злодейства — но оправдывается автором потому что он, автор, считает этого персонажа положительным априори.

• Неограниченная насильственная оптимизация (ННО) — ситуация, когда некий персонаж, обычно злодей, желает добиться благих целей экстремистскими методами, но применяет эти методы не в силу необходимости, а в силу личного удобства, чтобы произвести улучшения побыстрее или ему плевать на цену вопроса. По понятным причинам эта манера характерна для абсолютно аморальных злодеев, которые любят видеть себя борцами за высшее благо. См. дополнение про полное чудовище.

• Проблема орлов — у персонажей есть некий эффективный способ разрешить конфликт в свою пользу, но они даже не рассматривают его в силу того, что его успешное применение сломает сюжет.

• Пакетность, он же информхимера, он же Софизм Ягами Лайта — софизм, когда автор хочет представить в положительном или напротив негативном свете некое явление, потому собирает как бы пакет из нескольких явлений, где одно будет негативным или позитивным, что, по мнению автора, должно распространить эту оценку на остальные предметы пакета. Софизм заключается в том, что помещение в один пакет совершенно произвольно. Например, «наша религия заповедует — «не убий», «не укради», «слушай нашего учителя», «убивай гомосексуалистов», «луна сделана из сыра» — если вам не нравится хоть что-то из этого, то вы аморальный человек, который хочет воровать и рубить бабушек топором!» В реальной жизни этот софизм используется всеми религиями (особенно религиями, т.к. авторы подобных этических систем жили в те времена, когда вполне нормально было выводить вред или пользу из безобидных или нелепых и вредных на наш взгляд вещей в силу отсутствия должного уровня накопленных знаний, но именно религия, внушающая безусловный авторитет перед своими основателями, закрепляет такой подход), в огромном количестве светских идеологий, сложно найти политика, который не прибегал к этому софизму, полагая что это нормальное рассуждение или рассчитывая на то, что публика дура; для нас этот софизм важен именно тогда, когда автор закладывает некую дурацкую мораль в произведение.

• Принцип Георгия Массадова — если автор хочет показать идейное противостояние нескольких точек зрения (или фракций, которые их представляют), все они должны быть показаны в максимально чёрном свете, но при этом без измены самим себе. Этот принцип необходим, чтобы автор не пытался очернить или обелить ту или иную точку зрения в силу личных симпатий или антипатий на суде читателя. Для этого рекомендуется бросать положительным персонажам как можно больше садистских выборов.

• Правила невмешательства — набор обоснуев, призванных объяснить, почему выступающие на стороне героев боги или могущественная цивилизация не могут напрямую вмешаться и победить злодеев.

• Режим аутиста, также Синдром Каору Нагисы из 3 Ребилда — суть его в том, что ради продвижения идиотского сюжета автор внезапно вызывает ступор у персонажа, который до того мог совершенно чётко реагировать и быстро соображать в экстремальной ситуации. Как правило это нужно для того, чтобы пока персонаж растерян, случилась какая-то фигня, без которой дальнейшего сюжета не было бы.

• Софизм Воланда — якобы добро не может существовать без зла, используется для оправдания зла или как констатация. На самом деле является софизмом либо потому, что «зло» — это категория для ряда вполне конкретных вещей, которые вызывают у нас страдания, как и «добро» позитивные ощущения, эти моральные категории умозрительно поделены нами таким образом в силу наших предпочтений (одна и так же вещь может быть классифицирована как добро, так и зло), то есть является условностью; либо, если речь идёт о неких фэнтези-сущностях, которые могут жить по каким угодно правилам, но это не имеет отношения к нашему миру.

• Синдром Яхве — ситуация, когда персонаж хочет убить других за то, что делает сам. Потому что он сам себя наделил таким моральным статусом, что ему можно то, что другим нельзя. Как правило встречается у разного рода богов или развитых инопланетян, которые находят вполне нормальным уничтожить всё человечество на том основании, что люди убивают, воруют и грабят, такие персонажи никогда не задумаются о том, что они морально не лучше человечества, так как сами убивают огромное количество невинных. По понятным причинам, как и ННО, эта манера характерная для абсолютно аморальных злодеев, которые любят видеть себя борцами за высшее благо. См. дополнение про полное чудовище.

Синдром Яхве не стоит путать с комплексом бога или манией величия, т.к. подобные психические отклонения не обязательно связаны с тем, что их обладатель видит себя добром, в отличие от синдрома Яхве, где страдающий им индивид обязательно должен полагать себя хорошим.

• Синдром Джесси Кастера, он же «синдром волшебной палочки из советских сказок» — если у положительного персонажа есть многовариантная способность, то он будет использовать её исключительно топорно или вообще не будет, потому что в противном случае сюжет окажется разломан. Это героический аналог синдрома дедайта, но в отличие от него акцентируется на способностях и широте их применения как таковых, в то время как синдром дедайта только на ведении боя. См. про тупости геройские.

• Синдром Тони Старка, он же «синдром любого желания» — если персонажу будет дано загадать «любое желание», его формулировка будет изжопной. Назван в честь Тони Старка, который, ценой своей жизни применяя Перчатку Бесконечности, смог прописать в щелчке уничтожение Таноса и его присных, воскрешение и помещение в безопасное место всех, кого безумный титан убил с помощью Перчатки, но не додумался добавить «и пусть я вернусь тоже».

• Синдром Медива — если положительному персонажу надо сообщить важную информацию, то, чтобы сюжет мог случиться, он будет говорить эту информацию исключительно невнятно, обрывочно, темнить и недоговаривать. Потому что если он скажет правильно и его поймут, то сюжета не будет.

• Синдром Синдзи Икари из 3 Ребилда — обратный вариант Синдрома Медива: если положительному персонажу надо узнать информацию, то он будет делать это исключительно ненастойчиво и удовлетворится какими-нибудь вялыми и невнятными ответами, которые ему не помогут — но, расспроси он подробнее, сюжета не было бы.