Дополнение: список терминов. (2/2)

• Синдром Кратоса — если автор хочет показать антигероя антигероем, то он придумает какой-нибудь абсурдный злой поступок, который совершенно нет нужды делать для прагматичного антигероя (назван в честь Кратоса, которому в 3 игре надо положить кого-то под механизм, Кратос борется с толпами монстров, но вместо одного из монстров суёт в механизм жену Посейдона).

• Синдром или парадокс Тёмного Властелина — ситуация, когда антагонист должен быть одновременно мощным, чтобы внушать угрозу, и одновременно достаточно уязвимым, чтобы его можно было эффективно победить руками героев. См. дополнение о парадоксе Тёмного Властелина.

• Синдром Валар (синдром Доты) — ситуация, когда автор не определился с уровнем сил своих сверхчеловеческих персонажей, потому в рамках одного сеттинга или даже одной истории этот уровень сил может сильно плавать от ситуации к ситуации. Например, в одной части персонажа, который выдержал ядерный взрыв и сломал гору, могут без объяснений запинать простые гопники. Данное явление является нормой для мифологии или даже для стилизации под мифологию.

• Синдром Онеста — картонный злодей, чтобы показать чью порочность, автор делает его порочным во всех сферах, чем создаётся гротескно-карикатурный образ антагониста, не воспринимающейся из-за этого серьёзно. Назван в честь Онеста — злодея из манга/аниме «Убийца Акаме!»

• Синдром дедайта — ситуация, когда сверхъестественный противник героя обладает способностями для его мгновенного убийства, но без объяснений не использует их (точнее использует, но только не на него) или использует, но через жопу. См. дополнение о синдроме дедайта.

• Синдром Крейя Форсайта — ситуация, когда позиция антагониста логична, а его оппонентов — т.е. хороших ребят — нет: потому автор вынужден нарисовать правого злодея как можно более гадкой личностью, чтобы зритель/читатель сочувствовал героям и болел за них, а не за него.

• Спасти мир силой гомосексуальной любви — автор, чтобы показать правоту героя над злодеем, позволяет герою заместо злодея решить проблему совершенно высосанным из пальца образом, который никто не мог заведомо применить и который тупо спущен сценаристом. По сути это бог из машины для разрешения моральных дилемм. Кодификатор — аниме «Промар».

• Тактика Антиспиральщика — если злодей много сильнее героев, то вместо того, чтобы размазать их сразу при полной возможности, он будет посылать слабых приспешников, которые будут сливаться и давать экспу героям, чтобы они могли прокачаться до уровня главного гада и убить его.

• Христианский слэш — это когда автору нравится то, что он ненавидит и именно это он будет расписывать, чтобы изобразить как бы пороком, в негативном свете, но смакуя так, что не возникает никаких сомнений — автор описывает порок или как бы порок ради личного самоудовлетворения. В узком смысле христианский слэш — это когда автор должен ненавидеть гомосексуальные отношения в силу той идиотской идеологии, которую он исповедует (как правило авраамического или нацистского характера), но ему хочется писать слэш, возможно потому, что он латентный ЛГБТ, потому изображает данное явление исключительно как порочное. См. сходствующее дополнение, где объясняется как его писать.

• Эффект Ормазда — ситуация, когда как бы герои или антигерои оказываются гаже картонных злодеев, потому что первые — реалистичны, а злодеи — нет. Даже если абсолютные злодеи большее зло сами по себе, чем те, за кого надо болеть. Назван эффект в часть зороастрийского верховного бога «добра» — Ахурамазды или Ормазда, ибо в религии зороастризма типичный религиозный шовинизм возведёт в абсолют наряду с иными пороками подобных мировоззрений, а в качестве зла тут представлены совершенно карикатурные демоны. Ключевым фактором эффекта Ормазда служит реалистичность вызывающих отвращение сил добра или меньшего зла — так как встретить, скажем, лютого шовиниста в реальной жизни у вас больше шансов, как и пострадать от него, чем от карикатурного людоеда, потому первый начинает казаться как более возмутительное зло.

Персонажи по их мировоззрению, а также сами идеологии:

• Истинный социалист — персонаж, который считает, что уничтожение всего живого служит универсальным способом решения всех проблем и потому всеобщая гибель является высшим благом. По сути это «добрый» апокалиптический маньяк. Название служит иронической отсылкой к социалистическим политическим движениям в начале 20 века, которые были убеждены, что могут нарушать моральные нормы и приносить человеческие жертвы в пользу того, что эта деятельность позволит им построить в будущем прекрасную утопию. А также отсылает к той идее, что лишь в смерти люди обретают абсолютное равенство.

• Истинный либертин — персонаж, который считает что жизнь существует ради его личного удовольствия и ради этого без зазрения совести убивает, грабит, насилует; прокачанный либертин, который обладает мужеством и смелостью в злодеяниях и не питает совершенно никакого раскаяния, и который с полным стоическим спокойствием встречает свою смерть, попутно если жалея, то лишь того, что не сделал больше зла — называется ницшеанским сверхчеловеком.

• Нестеренкострой — империя зла, построенная на идее, что разум — высшая ценность, а мораль — это то, что должно способствовать развитию разума. Потому для такого общества совершенно нормально перерабатывать людей на биореактор во славу роботов.

• Нацизм — сверхценное мировоззрение, согласно которому некая урождённая группа реальных людей является сама по своей природе, вне зависимости от собственной воли и выбора, абсолютным злом, и потому эта группа должна быть уничтожена, представителей этой группы можно и должно убивать лишь за то, что они представители группы. Так как наиболее известным примером такого мировоззрения будет нацизм — все мировоззрения с аналогичной структурой здесь называются так. Подробнее см. в части про нацизм.

• Розовосиропничество — извод некой агрессивной и антигуманной идеологии, призванный её реформировать в пользу толерантности и гуманности, тем самым вступая в сильное противоречие с оригиналом. Как правило используется для обозначения крайне либеральных христиан — степень либеральности проходит по вопросу отношения к однополому сексу, если сабж не считает его греховным, то он считается розовосиропником.

• Рациональный релятивист, он же рациональный гедонист — индивид, который считает, что жизнь существует ради личного удовольствия, но который готов пожертвовать личным удовольствием, чтобы общий социальный механизм увеличения удовольствия мог существовать и дарить удовольствие лично ему, а также готов пойти на насилие ради защиты этого механизма, но только в меру необходимости. Рациональный релятивист не признаёт никаких высших моральных авторитетов, для него люди — мера всех вещей. Рациональный релятивист, которому в силу ситуации необходимо нанести огромный урон другим — например, уничтожать население целой вселенной, чтобы могло жить население его вселенной и он сам (см. мангу «Bokurano») называется истинный рациональный релятивист. Такой персонаж считает, что зло — это страдание и убийство, но, как вы могли прочитать в части про то, как рациональный персонаж относится к убийству, для него зло делится на Зло-1 и Зло-2 — второе должно быть допустимо, хотя и с сожалением, при этом оно будет оставаться злом и последовательный рационалист честно признает, что он достоин понести наказание за Зло-2 от руки того, кто от него защищается, максимум он, рационалист, может требовать к себе более лучшего отношения, чем оно было бы, наноси он это зло без необходимости. Название происходит от сочетания слов в следующем их значении — «рационалист» означает, что он использует опыт и логику для познания мира и принципиально отвергает всё иррациональное, а если прибегает к нему, то лишь в силу необходимости; «релятивист» в том смысле, что для него нет априори приоритетных ценностей и точек зрения (например, как я указал выше, он готов признать моральную правоту по части защиты от него со стороны тех, кому он вынужден причинить Зло-2, как и свою: таким образом и нападающий и защищающийся с его точки зрения одинаково правы). Рациональный релятивист с одной стороны противоположен сверхценнику, который поклоняется априорной высшей ценности, с другой — либертину и ницщеанскому сверхчеловеку, которые в поисках личных удовольствий не признают ограничений и не готовы работать на общий социальный механизм улучшения всеобщего удовольствия — по мнению релятивиста либертины и ницшеанские сверхлюди могут получить скоротечное удовольствие там, где релятивист его потеряет, но в долгосрочной стратегии они проиграют (на это либертин ответит, что его долгосрочная перспектива принципиально не волнует); розовосиропников рациональный релятивист презирает, позиция толстовцев для него неприемлема, т.к. при необходимости рац. релятив должен взяться за оружие. А соломенный рационалист вызывает у него дикий фейспалм.

• Сверхценник — индивид, считающий, что смысл жизни существует для служения некой высшей и внешней сущности, которая технически обозначается в классификации как «абсолютное начало мира» или просто «абсолют»; сам собой он может представлять персонифицированное божество, пантеистическое божество (тогда он называется «природа»), прогресс и так далее. Служение это заключается в почитании за безусловную ценность нечто из того, что рациональный релятивист использует как прикладное средство для своего удовольствия, при этом сами сверхценники отвлекающее от служение удовольствие ненавидят и находят его злом — именно на этом построена их мораль. Например, секта, члены которой чтут свободу воли высшей ценностью и ради выведения человека с абсолютно свободной волей приносят в жертву членов своей секты, занимаются евгеникой и ставят аморальные опыты на людях, превращают их в живые экспонаты (см. дуниане); экотеррористы, убеждённые что современная человеческая цивилизация — это зло для природы и готовые выпустить монстров, чтобы они её уничтожили (злодейская организация из фильма «Годзилла 2: Король монстров»). Название происходит от медицинского термина «сверхценная идея». Такие персонажи не дружат с принципом Юма и их иногда можно поставить в тупик его констатацией.

• Соломенный рационалист — персонаж, который считает себя разумным и рациональным, но постоянно несёт всякий общественно опасный бред в духе «главный враг человечества — само человечество, потому надо для защиты человечества убить всех человеков!» Такие персонажи совершенно не знают принципа Юма.

• Соломенный оппонент — противостоит точке зрения автора; вне зависимости от того, какая она — этот тип нарочито показывает её со слабой стороны, наделён пороками и т.д.

• Стереотипный христианский злодей — картонный злодей, который согласен с позитивной (по крайней мере с точки зрения автора позитивной) позицией главных героев, но отрицает её ради того, чтобы делать зло, потому что он просто любит зло! Как правило появляется в творчестве идеологизированных авторов, обычно в религиозном ключе.

• Толстовец — радикальный пацифист, считает насилие неприемлемым, максимум готов избить, но не убить.