Дополнение: как описать полное чудовище. (1/2)

Внимание! Данная часть статьи описывает различные изуверства и может сильно не прийтись по духу последователям авраамических религий (их предупреждаю из тех соображений, что их религиозные чувства столь тонкие и хрупкие, что для их защиты потребовался УК), потому — будьте осторожны.

Таким, как я, очень просто быть, очень просто жить,

Перегрызая из прихоти вашей жизни нить,

Не для того, чтоб иметь еду, чтоб добыть тепло

А просто так. Верховодит мной — истинное зло.

— Северный Флот, «Рождённый Убивать».</p>

Полное чудовище (англ. Complete Monster)! Сколько в этих двух словах! Все мы любим полных чудовищ, не так ли? Кто их не любит? Как правило, это очень яркие персонажи, если их удосужились раскрыть. Полное чудовище — очень злой персонаж до глубины души! Думаю, очень важно рассмотреть столь важный образ, чтобы правильно и последовательно его выписать. Полное чудовище бывает двух видов — классическое сатанаподобное полное чудовище и латентный яхвеподобный псевдохрамовник.

Для всех них характерны следующие особенности:

• Основополагающая черта: отсутствие каких-либо мер в творении зла, для полного чудовища не бывает таких преступлений, которые для него были бы слишком на пути к достижению целей (если сами преступления — не есть самоцель). Полное чудовище берёт не столько количеством злодеяний, сколько качеством.

• Свобода воли — вторая основополагающая черта: полное чудовище всегда осознаёт то, что оно делает, при этом даже если оно имеет психические заболевания, в моменты совершения злодейств оно может себя контролировать.

• Моральный горизонт событий должен быть перейдён на глазах у читателя/зрителя. Некоторые полные чудовища могут начинать как не полные и даже как борцы за доброе дело (если речь идёт о псевдохрамовнике), но в конечном счёте они переходят за моральную черту и начинают творить лютую чернуху.

• Отсутствие сострадания или же его почти нет.

• Принципиальная невозможность полного раскаяния и исправления — в некоторых случаях оно может испытывать нечто вроде раскаяния и сожаления, но такие чувства у него быстро проходят (если это не сожаление о том, что он попался или о том, что не мог натворить больше зла), и оно после совершения некоторых последующих злодейств, не будет испытывать ничего такого. Иногда, поначалу полное чудовище может вести себя как Крокодилушка — сожалеть о причинённом зле, пока не войдёт в раж с головой. Например, либертин Корделли из «Жюльетты, или успехов порока» творил лютые непотребства, особенно он любил зверски пытать до смерти и одновременно насиловать своих детей, а потом он шёл каяться в молельню. Постоянно. Также там был другой злодей (его имя не назвали), который каждый раз совершал убийство и потом каялся. И так всегда. Полное чудовище лечится только свинцом.

• Чрезмерность во зле — полное чудовище делает больше вреда другим, чем это необходимо для получения прагматической выгоды (если им руководит прагматическая выгода в принципе).

• Тотальный эгоизм — обычно полное чудовище не имеет друзей, близких и никаких привязанностей, если у него есть что-то похожее, как правило, со столь же порочными существами (Зеро и Джайбо из «Личи Хикари Клуба» — психопат-диктатор и влюблённый в него маньяк, Жиль де Рэ и Рюноске Юруи из «Fate/Zero» — два друга-садиста и серийные убийцы, мамаша маньяка из выпуска «Следствия вели» «Ген садизма» — оба сабж [1]), то оно не будет переживать по поводу их утраты и легко ими пожертвует ради личной выгоды. Тем не менее, если полное чудовище подружилось с другим полным чудовищем, чтобы творить зло вместе, то они могут образовать нечто похожее на отношения, основанные на чистом эгоизме (Нуарсей и Жюльетта).

«Увидев, что, расчувствовавшись несмотря на его предупреждение, я готова рассыпаться в благодарностях, Нуарсей отступил на шаг и обратился ко мне со следующими словами:

— Раз уж ты настаиваешь, Жюльетта, — сказал он, и глаза его сверкали при этом, — ты не выйдешь отсюда до тех пор, пока я не докажу тебе крайнюю

абсурдность чувств, которые, вопреки твоему разуму, готовы вползти в твое

неопытное сердце.

Он заставил меня сесть, сам опустился на стул напротив меня и стал

развивать свою мысль.

— Ты также знаешь, милая моя девочка, что я не упускаю ни одной возможности закалить твое сердце или просветить твой ум, поэтому позволь объяснить тебе, что такое благодарность. Так вот, Жюльетта, благодарность — это слово, которым обозначают чувство, возникающее в ответ на какое-нибудь благодеяние, а теперь обратимся к мотивам человека, оказывающего нам это благодеяние. В чьих интересах он действует: в своих собственных или в наших? Если в своих, тогда ты согласишься, что ты ничем ему не обязана, если в наших, тогда власть, которую тем самым он приобретает над нами, не только не вызывает благодарности, но наверняка возбуждает нашу ревность или гнев, ибо намеренно доброе деяние всегда больше ранит нашу гордость. Но в чем состоит его цель, когда он делает нас своим должником? Скажем, намерения собаки предельно ясны. Точно так же человек, обязывающий других или отдающий из своего кармана сотню луидоров ближнему, который попал в беду, действует в сущности не ради блага бедняги, и если покопаться в его сердце, ты найдешь в нем только тщеславие и собственную выгоду в обоих случаях: во-первых, давая деньги бедному, он получает моральное удовольствие, которое превосходит удовольствие от того, что деньги эти останутся при нем, а во-вторых, его благородный поступок заслужит ему хорошую репутацию, короче, в любом случае я не вижу здесь ничего иного, кроме явного и гнусного своекорыстия и себялюбия. Попробуй объяснить мне, чем я обязан человеку, который заботится лишь о своих интересах. Давай, пошевели мозгами и докажи, что этот так называемый благодетель думает исключительно о том, кого он делает таким образом своим должником, что никому он не хвастает о своем поступке, что не извлекает никакого удовольствия от своего подарка, а напротив — ему было даже неловко давать эти деньги, — одним словом, докажи, что его поступок совершенно бескорыстен и что в нем или за ним нет ни грамма корысти. И в ответ я скажу тебе так: во-первых, это невозможно, и потом, внимательно присмотревшись к деянию добродетеля, мы неизбежно обнаружим, что за ним стоит пусть мимолетное, пусть хорошо замаскированное, но все-таки наслаждение, которое снижает его ценность и заставляет сомневаться в его чистоте; но даже если допустить абсолютное, ничем не запятнанное бескорыстие, тебе не обязательно рассыпаться перед ним в благодарностях, так как своим поступком или ловким жестом этот человек ставит себя в выгодное положение, а тебя — в невыгодное, и в лучшем случае покушается на твою гордость; его поступок хоть в чем-то, но оскорбляет тебя, так что ты должна быть не признательна ему, а наоборот, затаить на него обиду за такое непростительное оскорбление. Следовательно, благодетель — и неважно, как много он для тебя сделал — не приобретает никаких прав, а лишь твою незатухающую вражду; разумеется, ты получишь выгоду от его услуги, но взамен будешь ненавидеть того, кто оказал ее; его существование будет тяготить тебя, и ты будешь даже краснеть, встречаясь с ним. Если ты получишь известие о его кончине, эта дата запечатлеется в твоем мозгу как праздник: ты словно освободишься от преследования, от давления, и исчезновение человека, в чьи глаза ты не могла смотреть без чувства стыда, станет для тебя предвкушением радости. А если душа твоя поистине независима, свободна и горда, ты, может быть, пойдешь еще дальше, может, даже перестанешь чувствовать обязательства по отношению к себе самой… Я уверен, что ты сможешь, что обязательно дойдешь до убийства того, чье существование для тебя невыносимо — в самом деле, разве у тебя есть другой выход? И ты погасишь свечу человеческой жизни с такой легкостью, будто отшвыриваешь со своей дороги камень. Это значит, что оказанная тебе услуга, вместо того, чтобы пробудить теплые чувства к благодетелю, разбудит в тебе самую неукротимую ненависть. Подумай хорошенько над моими словами, Жюльетта, и суди сама, как смешно и как опасно быть добрым по отношению к своим близким. А потом поразмысли над моим анализом чувства благодарности, дорогая, и ты увидишь, нужно ли мне от тебя подобное чувство, и поймешь, что мне ни капельки не хочется оказаться в незавидном положении человека, оказавшего тебе услугу. Повторяю: выручая тебя из этой клетки, я делаю это не ради твоих прекрасных глаз, а единственно ради своего интереса. Поэтому давай закончим этот разговор и пойдем отсюда».

Классическое полное чудовище

</p>

Собственно явное абсолютное зло — творит гадости и довольствуется этим. Выступает за войну всех против всех и за хаотическое зло. У него есть одна основополагающая черта: оно прекрасно осознаёт свою порочность и никак не оправдывается. Кивает головой на обвинение в том, что оно — конченая мразь. И не делает ничего хорошего. Обычно это откровенный бандит, слуга сотоны, тёмный властелин, бог зла и т.д. и т.п.

И нету мест, где бы я хотел выстроить свой дом,

Родить детей, и возделывать землю под окном.

Таких, как я, лучше бы тебе никогда не знать…

Тебе конец, если встретился рожденный убивать.

— Северный Флот, «Рождённый Убивать».</p>

О нём сложно что-то сказать кроме этого, потому давайте перейдём к более усложнённому варианту.

Псевдохрамовник </p>