1 часть (1/1)
Многие (и я в том числе) с большим интересом (а я ещё и не единожды) смотрели фильм ?Шаг вперёд?, где молодой и красивый Ченнинг Татум, танцуя, из уборщика в школе искусств превратился в студента этой же, престижной, насколько можно понять, школы с классическим академическим подходом к обучению танцу.А теперь я расскажу, почему в российских реалиях это невозможно.Сразу отмечу, что речь в статье пойдёт только об обучении в специализированных учебных заведениях по направлению ?классическая хореография?, но не о работе в театральных коллективах.И, сразу же, о терминологии: женщина, танцующая в балете,?— балерина, это все знают. А мужчина (вот тут засада)?— артист балета. Не балерун, не балерон, не танцор, не танцовщик и т.д. Я дальше мужчин и женщин буду одинаково называть, сокращённо,?— АБ.Миф 1. Балериной (артистом балета) становится любой человек, который любит танцевать, занимался в танцевальной студии, и после окончания школы поступил в соответствующее учебное заведение.В России профессиональных АБ готовят ТОЛЬКО в государственных специализированных учебных заведениях. На всю страну их 7 или 8. Самые крутые?— Московская государственная академия хореографии, Академия русского балета им. А.Я. Вагановой и Академия танца Бориса Эйфмана (в Санкт-Петербурге), там самые жёсткие требования к поступлению и учащимся, это элита и цвет, таксказать.А по другим российским городам раскиданы учебные заведения попроще (путём несложных арифметических вычислений понимаем, что их очень немного?— 4 или 5 на всю страну). Раньше они назывались хореографическими училищами, сейчас?— хореографическими колледжами (далее?— ХК). В статье в большей степени речь о них пойдёт.В ХК поступают дети по окончании 4 классов общеобразовательной школы. То есть с 5 класса они не ходят в обычную школу, а все общеобразовательные дисциплины у них в ХК, обычные уроки чередуются с занятиями хореографией (разными видами танца), игрой на фортепиано и историей музыки (обязательные предметы), французским языком (обязательный предмет). Нет уроков технологии (труда), физкультуры, музыки (пения). Занятия хореографией сразу ведутся, как в вузах и ссузах,?— парами, общеобразовательные предметы могут делиться. 6 пар в день?— вполне нормально для учащихся любого возраста (плюс седьмая пара?— репетиция).Поступить в ХК в середине обучения (сразу в 7 или 8 класс, а тем более сразу на 1 курс колледжа)?— невозможно, если только переводом из другого ХК. Исключения крайне редки, потенциальный учащийся тогда должен быть невероятным самородком или, в крайнем случае, иностранцем (но с хорошей подготовкой)?— они учатся платно.Стандартно ежегодно набирают 1 класс будущих АБ. Ну, то есть вы понимаете, что в параллели 1 класс, учатся с 5 по 9 класс школы плюс три курса колледжа, а значит, общее число учащихся сильно отличается от обычной школы. Детей уже с начала учебного года начинают готовить к выступлениям, как внутри ХК, так и на сцене театра оперы и балета в маленьких несложных ролях начиная с новогодних постановок. Как следствие?— все ученики к концу первого года обучения знакомы всем преподавателям (не только тем, что закреплены за классом) и знают друг друга.Иногородние живут в общежитии при колледже, местные тоже могут при наличии мест, но чаще живут дома с родителями. Казарменного режима нет.Из-за совместных выступлений, частых отчетных концертов, совместного проживания в общежитии учащиеся знакомы друг с другом, как минимум, знают имена и кто в каком классе / на каком курсе (в крайнем случае узнают по роли на репетиции).Миф 2. Все поголовно балерины (артисты балета) постоянно соблюдают диеты и изводят себя голодовками.Нет, это не так. Бывает, кому-то нужно скинуть килограмм-полтора, по просьбе преподавателя, который ежедневно видит ребят и может заметить нежелательные изменения фигуры, но отнюдь не каждому АБ. Излишняя худоба не приветствуется, главный принцип?— АБ должен выглядеть гармонично, а не измождённо (слишком худых откармливают, честно).Тут ещё надо отметить, что физические нагрузки на определенные группы мышц для всех одинаковы (для девочек и мальчиков отдельно, естественно), и фигура формируется у всех в рамках заданных стандартов. Особенности телосложения, конечно же, присутствуют, но преподаватели следят, чтобы все выглядели примерно одинаково.Будущие АБ не едят много просто потому, что им некогда: в здании ХК они находятся с раннего утра до позднего вечера?— пары, репетиции, в столовую не всегда успевают, после учёбы уже сил нет, спать падают.Ну, а если вдруг кому совсем не повезло, и из тонкого и звонкого эльфа (напомню, поступают в ХК в 10-11 лет) вырос коренастый низкорослик или орковеликан,?— диеты не помогут, на экзамене учащийся получит двойку (осознанное решение преподавателей), и ему придётся уйти из ХК.И теперь мы плавно подошли к следующему мифу:Миф 3. Учащийся хореографического колледжа может, как в обычном учебном заведении, ?найти индивидуальный подход? к преподавателю и сдать сложный экзамен, даже если не готов или не способен.Экзамены по спец.предметам (классике, актёрскому мастерству, народно-сценическому, дуэтному, историко-бытовому, современному танцам) в ХК устраивают два раза в год?— перед Новым годом и по окончании учебного года. Получивший оценку ?2? отчисляется.Экзамен принимает комиссия из нескольких человек (директор колледжа, художественный руководитель, завуч, преподаватели), студенты остаются в зале до последнего, поскольку все сдают один раз группой. По окончании экзамена комиссия совещается и выставляет оценки. При этом учитывается не только само исполнение, но и физические параметры студента (кривизна и длина ног, рук, осанка, рост, телосложение, причёска (никаких длинных волос у юношей), форма черепа (я не шучу), успехи студента в целом (может ли ?собраться? перед выступлением, преодолеть страх сцены / боязнь высоты, часто ли болеет (т.е., по сути, вынужден отказываться от выступлений), количество травм (это свидетельствует о плохой подготовке или недостатке необходимых микроэлементов в организме, а ещё, бывает, после травмы АБ боятся работать в полную силу), и прочее.Таким образом, остаться на экзамене последним и наедине ?договориться? с преподавателем (или сделать это заранее),?— история из области фантастики, так не бывает.Миф 4. В хореографических учебных заведениях процветает дух нездорового соперничества, травля и вредительство.В крутых столичных (я перечисляла в начале) учебных заведениях?— возможно (в силу огромной конкуренции), но вряд ли. В региональных ХК, как я уже говорила, все студенты друг друга знают, классы небольшие (если при поступлении в группе было человек 25, то к выпуску их число может сократиться до 10-15, а в академиях и того меньше), будущие АБ помогают друг другу на выступлениях и концертах. В классе 1-2 реальных примы, и это понимают все; бороться за роль, с которой ты не справишься,?— глупо и нелогично. Так что с лестниц соперники друг друга не толкают и стекло в пуанты не подсыпают.Кстати, о пуантах.Миф 5. У всех профессиональных балерин (артистов балета) изуродованные пуантами, сбитые до кровавых мозолей стопы и пальцы ног.Девочек со второго года учат, как правильно выбрать, подготовить (размять) и надеть пуанты, как ставить ногу, чтобы избежать травм как костей и мышц, так и кожи пальцев и стоп.Пуанты закупают у разных производителей, чтобы девочка могла их опробовать и понять, какие ей лучше подходят. Существуют различные вкладыши в пуанты, их можно комбинировать.Форма стопы, форма пальцев у всех разная, от них зависит, будут ли появляться мозоли (есть даже методичка, которую применяют на обязательном медосмотре при поступлении, с рисунком стоп и анализом, когда травмы от пуантов возможны, а когда не обязательны). В большинстве случаев девочкам достаточно замотать отдельные пальцы лейкопластырем, вставить вкладыши,?— и кровь не прольётся. Мозоли со временем могут нарасти, но это обычные уплотнения типа мозолей от турника у спортсменов.Так что окровавленные стопы?— это либо балерины-фанатики, танцующие круглосуточно в режиме юлы (честь им и хвала, конечно, но я в них не очень верю), либо необученные непрофессионалы.И про непрофессионалов. К ним относятся мужчины?— артисты балета. В классическом балете мужчины НЕ ТАНЦУЮТ в пуантах, их этому не учат, это считается глупым, неприличным и травмоопасным. Производители не выпускают пуанты больших размеров, только на заказ. Танец на пуантах может быть поставлен для мужчины ради прикола (исключительно в современной постановке, Петипа и Григорович такой фигнёй не занимались), но это должен быть очень опытный (даже при огромном желании балетмейстера АБ не сможет за пару дней научиться правильной постановке стопы, учитывая, что он никогда этого не делал), не боящийся боли и травм (и очень эпатажный) артист балета, и встречаются такие танцы горааааздо реже, чем мужской танец на каблуках.Ну, и наконец, об интересных постановках танцев.Миф 6. После занятий малообеспеченные студенты хореографических учебных заведений подрабатывают на сценах клубов, в привате, в стриптизе, на пилоне и т.д.Учитывая всё вышеизложенное (пары с 7 утра до 9 вечера, репетиции (в большинстве случаев и в выходные тоже), комендантский час в общежитии, тотальный контроль воспитателей (дада, кроме классного руководителя у живущих в общежитии ещё есть воспитатели)?— неужели, вы думаете, у них есть на это время?Ну, а в заключение хочу сказать следующее. Безусловно, жизнь будущих балерин и артистов балета не так проста и приятна, как может показаться после прочтения этого обзора. Но я описывала наиболее часто встречающиеся мифы, клише и стереотипы, далёкие от реальности, и надеюсь, это было полезно. В жизни этих ребят есть и боль, и травмы, и нервные срывы, и обиды, и несправедливость, и тоска по родителям, и много чего ещё.Но невозможно не заржать, когда ты сидишь в холле ХК, ожидая ребёнка с занятий, из студенческой раздевалки на протяжении всей перемены несётся трёхэтажный мат, а после звонка оттуда выходит красавец-АБ, вытягивается в струнку, отводит руку в сторону, склоняет голову (поклон), здоровается и с королевской осанкой плывёт в класс. Занавес.